ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ

Функциональными обязанностями медицинской сестры детского дошкольного учреждения (ДДУ) по организации питания являются:

1) контроль за качеством доставляемых продуктов питания, их правильным хранением и соблюдени­ем сроков реализации;

2) обеспечение норм продуктов при составлении меню-раскладки и ее соответствие физиологиче­ским потребностям детей;

3) контроль за качеством приго­товления пищи и санитарным состоянием пищеблока;

4) по­становка питания в группах, контроль за доведением пищи до детей.

Контроль за качеством получаемых продуктов, усло­виями их хранения и сроками реализации проводится еже­дневно. Все пищевые продукты должны соответствовать требованиям государственных стандартов. При получении скоропортящихся продуктов следует требовать сертифика­ты качества с указанием даты выработки, сорта или кате­гории ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ, срока реализации, ряда лабораторных данных (например, для молока и молочных продуктов — жир­ность). Сырые продукты и продукты, используемые без термической обработки, необходимо хранить раздельно. Особое внимание следует обращать на хранение и свое­временное использование скоропортящихся продуктов. Они подлежат изолированному хранению в соответствую­щей таре с соблюдением температурного режима холо­дильников (4—8 °С).

Старшая сестра обязана ежедневно делать отметки в жур­нале бракеража сырой продукции (дата получения продук­тов, количество, качество, условия их хранения, сроки реали­зации).

Контроль за соблюдением норм продуктов проводится старшей сестрой путем ежедневного участия в составлении меню-раскладок. Меню-раскладка составляется раздельно для детей до 3 лет и ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ от 3 до 7 лет с учетом сезона года и дли­тельности пребывания детей в учреждении. Раздельное со­ставление обусловлено тем, что набор продуктов и стоимость питания для этих групп детей различны. Кроме того, пища для детей до 1,5 лет требует специальной кулинарной обра­ботки. Дети, находящиеся в ДДУ 12—24 ч, должны получать питание, полностью покрывающее их суточную потребность в пищевых веществах. При дневном пребывании (9—10,5 ч) дети получают 4-разовое питание, содержащее 75—80% су­точной калорийности.

В меню-раскладке указывается количество выписанных продуктов, входящих в состав блюда. Это помогает повару точно соблюдать состав блюд, а сестре — подсчитывать пи­щевой рацион по химическому составу и энергетической цен ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ­ности. Имеются и готовые меню-раскладки на 7—10 дней. Они могут меняться в зависимости от наличия продуктов. Замена продуктов должна быть равноценной по белкам и жирам в количественном и качественном отношении. Замену производят, пользуясь специальной таблицей. Для детей раз­ного возраста имеется картотека блюд.

Ежедневно старшая сестра должна анализировать пище­вой рацион детей, ассортимент продуктов, содержание жи­вотных белков, сливочного и растительного масла.

Подсчет химического состава и калорийности питания проводится по официальным таблицам химического состава пищевых продуктов. Расчеты питания по содержанию белков, жиров, углеводов и калорий проводятся 1 раз в месяц по на­копительной бухгалтерской ведомости (за весь месяц ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ или за любые 10 дней подряд каждого месяца) раздельно для детей ясельного и дошкольного возраста. Полученные данные сравниваются с физиологическими нормами потребности де­тей в основных пищевых веществах с учетом длительности пребывания детей в учреждении.



Большого внимания требуют качество приготовления пищи, строгий контроль за соблюдением правил кулинар­ной обработки продуктов, проведение мероприятий по профилактике пищевых отравлений. Следует следить за соблюдением работниками пищеблока правил обработки сырых и вареных продуктов (на разных столах, с исполь­зованием маркированных разделочных досок, ножей, мя­сорубок); выполнением всех технологических требований приготовления пищи (обработка овощей без длительного (более 1,5 ч) вымачивания, выдерживание срока термиче­ской обработки, своевременность приготовления ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ блюд). Особое внимание следует обращать на недопустимость ис­пользования продуктов и блюд, не разрешенных санитар­ной службой для питания детей в организованных коллек­тивах.

Старшая сестра обязана присутствовать при закладке ос­новных продуктов (масла, яиц, мяса, рыбы) и проверять вы­ход готовых блюд. Проверка закладки проводится путем контрольного взвешивания продуктов и сопоставления данных с меню-раскладкой. Объем приготовленного пита­ния должен соответствовать количеству детей и объему разовых порций. Недопустимо приготовление излишних количеств пищи, особенно первых блюд, что приводит к снижению калорийности питания и к большому количест­ву остатков пищи. Для удобства контроля за выходом блюд посуда на кухне должна быть вымерена ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ, на котлах для первого и второго блюд сделаны отметки. Выход вто­рых блюд проверяется взвешиванием нескольких порций и сравнения среднего веса порции с установленным выходом по раскладке. Для удобства контроля за выходом блюд на пище­блоке имеются таблицы отходов при обработке пищевых продуктов.

Контроль за доброкачественностью пищи заканчивается проведением бракеража готовой продукции. В журнале отме­чают результат пробы каждого блюда, его органолептические свойства. Выдача готовой пищи проводится после снятия пробы и разрешения медработника.

В обязанность старшей сестры входит проведение С-витаминизации готовой пищи. Витаминизируются, как прави­ло, третьи блюда перед раздачей. Сестра отмечает в журнале назначение блюда ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ, число порций, общее количество введен­ной аскорбиновой кислоты, время проведения витамини­зации.

Контроль за санитарным состоянием пищеблока заключа­ется в ежедневной проверке качества уборки кухни и подсоб­ных помещений, соблюдении правил мытья оборудования и посуды.

Старшая сестра обязана контролировать сроки прохожде­ния персоналом медицинских обследований с отметками в санитарных книжках, проводить ежедневные осмотры работ­ников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний ко­жи, вести журнал здоровья, следить за соблюдением личной гигиены сотрудниками пищеблока.

Контроль за доведением пищи детям проводится взвеши­ванием порций, взятых со стола. При посещении групп обра­щается внимание на размер порций, наличие остатков, аппе­тит детей, их поведение, соблюдение ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ правил эстетики пита­ния, привитие гигиенических навыков. Особое внимание заслуживает обеспечение индивидуального питания, выпол­нение медицинских назначений при кормлении детей с откло­нениями в состоянии здоровья. Сестра обязана проверять ка­чество мытья посуды в группах.

Посуда освобождается от остатков пищи, моется в го­рячей воде (45—50 °С) с применением пищевой соды из расчета 100 г на 10 л воды, ополаскивается кипятком в те­чение нескольких минут на специальных лотках, затем просушивается на полках-решетках над мойками. Ложки, вилки моются также, но выдерживаются в кипятке 15 мин. Чайная посуда моется отдельно от столовой в двух водах при температуре 50—70 °С.

Медицинская сестра проводит санитарно ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ-просветительную работу с родителями, детьми и персоналом. Особо важ­ное значение придается работе с родителями (организация единого режима и системы воспитания дома и в ДДУ, обуче­ние родителей правильному уходу за ребенком, рациональ­ному питанию детей, физическому воспитанию, ознакомление с мерами профилактики заболеваний и травматизма, обуче­ние первой домедицинской помощи).

В дошкольном учреждении сестрой ведется следующая до­кументация:

ü индивидуальная карта ребенка (ф. № 026/у),

ü журнал учета инфекционных заболеваний (ф. № 060/у),

ü книга учета контактов с острыми инфекционными заболеваниями

(ф. № 061/у),

ü журнал учета санитарно-просветительной рабо­ты (ф. № 038-0/у),

ü табель учета ежедневной посещаемости де­тей (ф. № 123/у),

ü книга записи санитарного состояния учреж­дения ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ (ф. № 153/у),

ü ежемесячный лист записи питания ребенка (ф. № 128/у),

ü меню-раскладка на выдачу продуктов питания (ф. № 299-мех./у),

ü журнал витаминизации блюд,

ü журнал бра­кеража готовой продукции,

ü журнал осмотра сотрудников.

В каждой возрастной группе имеется уголок информации со сведениями о физическом развитии и здоровье детей, папка с подборкой статей о здоровье и воспитании детей, санитар­ные листки, текущая информация медработника, план работы родительского университета с указанием тематики и даты проведения.

Мероприятия по смягчению периода адаптации детей припоступлении в ДДУ. При поступлении ребенка в детское уч­реждение для смягчения адаптационного синдрома необхо­димо: заполнять группы постепенно, в течение первой недели сократить ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ время его пребывания в учреждении до 3—4 ч в день, вести лист адаптации, сохранять в течение острого пе­риода адаптации (2—3 недели) все имеющиеся у ребенка при­вычки, в том числе и отрицательные, при выраженных нару­шениях эмоционального состояния отдавать ребенка на не­сколько дней домой, назначать режим на возраст ниже и переводить на возрастной по окончании периода адаптации, при наблюдении за состоянием ребенка особое внимание уде­лять ротоглотке, поведению ребенка, в случае незначитель­ных изменений отстранять его на несколько дней от посеще­ния детского учреждения.

Гигиенический контроль занятий.Воспитание и обу­чение детей раннего возраста проводятся индивидуально. Иг­ра и ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ занятия с детьми до 3 лет ведутся по подгруппам, после 3 — с целой группой (15 детей). Продолжительность занятий зависит от возраста. Недопустимо удлинять время занятия. Совместно с педагогом медработник контролирует проведе­ние игр-занятий по развитию речи и ознакомлению с окру­жающей средой, с дидактическим и строительным материа­лом, музыкальные занятия, занятия по рисованию, лепке, ап­пликации, конструированию и математике, физическому воспитанию.

Организация занятий по совершенствованию движений.Различают следующие формы двигательной активности детей дошкольников: организованные физкультурные занятия, фи­зические упражнения, проводимые на свежем воздухе, утрен­няя гимнастика, подвижные игры на прогулке, самостоятель­ная физическая активность в течение дня.

Продолжительность физкультурных ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ занятий зависит от возраста ребенка: для детей 3—4 лет она составляет 15—20 мин, 4—5 лет — 20—25 мин, 5—6—7 лет — 25—30—35 мин. Ввод­ная часть длится 3—6 мин и подготавливает ребенка к физи­ческой нагрузке, мобилизует его внимание; на основную часть отводится 10—25 мин. Дети обучаются основным дви­гательным навыкам и закрепляют изученные. Гимнастика начинается с общеразвивающих упражнений, формирующих правильную осанку и совершенствующих координацию дви­жений (4—8 мин), затем проводят упражнения в основных движениях (6—10 мин). Заканчивается основная часть под­вижной игрой (5—7 мин). Пульс детей должен участиться на 70—90%. Нагрузка должна быть индивидуальной. Для легко возбудимых детей показаны упражнения и игры, тормозящие активные движения. Для малоподвижных детей используются задания с активными действиями. В ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ заключительной части (2—4 мин) происходит постепенный переход в спокойное со­стояние. Используются медленная ходьба, дыхательная гим­настика, игры с малой двигательной активностью. Частота пульса снижается на 5—10% и возвращается к исходному уровню через 2—3 мин после прекращения занятия.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в одно и тоже время, желательно на свежем воздухе (зимой в помещении с открытыми форточками). В утреннюю гимнастику включают­ся ходьба, бег, упражнения для верхнего и нижнего пояса, мышц спины и живота, упражнения, укрепляющие свод стопы и выпрямляющие позвоночник. В заключительной части — прыжки на месте, бег или ходьба.

В течение дня необходимо проводить физкультминутки, включающие 3—4 упражнения. У детей 5—7 лет длительность ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ бега составляет от 40 с до 2—4 мин, расстояние — от 80 до 300 м (зависит от физической подготовленности и состояния здоровья ребенка). С 3—4 лет детей следует приучать катать­ся на санках, ходить на лыжах, с 4—5 лет — кататься на коньках, с 5—6 лет — заниматься гимнастикой, плаванием, акробатикой, фигурным катанием.

Медицинский контроль за физическим воспитанием.Уча­стие сестры в физическом воспитании заключается в контроле за его проведением, практической и методической помощи воспитателям. Медицинский контроль включает:

1) динами­ческое наблюдение за состоянием здоровья и физическим раз­витием детей;

2) медико-педагогическое наблюдение за орга­низацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воз­действия ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ на организм ребенка, контроль за закаливанием;

3) контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, оборудованием, одеждой и обувью;

4) конт­роль за санитарно-просветительной работой, проводимой персоналом.

Сестра помогает участковому врачу определить группу здоровья и группу по физкультуре (основную, подготови­тельную, специальную, лечебную). Физическое воспитание детей основной и подготовительной групп проходит вместе, но для последней ограничивают нагрузку сокращением крат­ности повторения упражнений и снижением их интенсивно­сти, заменой трудных движений более легкими. Дети, входя­щие в специальную группу, освобождаются от уроков физ­культуры, но не от физического воспитания. Специальные занятия с ними проводят методисты по физкультуре в поли­клиниках или в ДДУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ. Дети должны выполнять комплексы утренней гимнастики, специальные домашние задания, со­блюдать двигательный режим. Группа лечебной физкультуры занимается в поликлинике 3—4 раза в неделю. Детям обязательны все "малые формы" физического воспитания. Кон­кретные рекомендации дает врач, медицинская сестра обязана следить за выполнением физкультурных назначений.

Совместно с заведующей, педагогом и воспитателями групп сестра осуществляет медико-педагогический контроль за проведением занятий. Определяется общая и моторная плотность занятия, контролируется правильность его по­строения (вводная, подготовительная, основная и заключи­тельная части), проверяется реакция на нагрузку, ее соответ­ствие физической подготовленности детей. При наличии у большинства детей выраженных признаков утомления (силь­ное покраснение лица ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ, искаженная мимика, сильная потли­вость, частое дыхание, нечеткие, небрежные и вялые движе­ния) необходимо существенно изменить занятие. Если утом­ление отмечается у отдельных детей, следует уменьшить им нагрузку.

Общая и моторная плотность занятия характеризует дви­гательную активность детей. Определение ведется с помощью хронометража. Общая плотность — фактическая длитель­ность занятия за вычетом времени на неоправданные простои детей по вине воспитателя, выраженная в процентах (должна быть не менее 90%). Моторная плотность — процент времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений (не ниже 70%).

Осуществляя контроль, следует обращать внимание на формирование правильной осанки и свода стопы при выпол­нении упражнений, обучение детей правильному дыханию, ритмичному ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ сочетанию глубокого дыхания с движениями. Необходимо уделять должное внимание предупреждению травматизма.

Оздоровительное влияние физического воспитания дости­гается при соблюдении гигиенических требований: проветри­вания и влажной уборки помещения, соблюдении темпера­турного режима, соответствующей одежды на занятиях (с 2-лет­него возраста — трусы, майка, спортивные тапочки).

Эффективность мероприятий по физическому воспитанию оценивается по динамике заболеваемости, физическому и нервно-психическому развитию детей.

Профилактика травматизма.Впрофилактической работе сестры важное место занимает предупреждение травматизма и несчастных случаев. При ежедневных обходах групп сестра обращает внимание на правильное хранение в недоступных для детей местах моющих средств, дезинфицирующих раство­ров, острых и режущих предметов, проверяет прочность крепления шкафчиков, подставок, полок ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ, картин, физкуль­турного оборудования. В группах нельзя пользоваться элек­тронагревательными приборами, электроаппаратура должна крепиться на уровне роста персонала. Нельзя оставлять неис­правными мебель и оборудование. Отопительную арматуру в группе следует закрывать защитными, съемными решетками, застекленные двери на уровне роста детей защищают рейка­ми. В группе и на участке нельзя иметь растения с колючками, шипами, несъедобными стручками и плодами.

Медицинские работники ведут учет травм, осуществляют их анализ, проводят профилактическую работу с детьми, пер­соналом и родителями.



documentaefdtbt.html
documentaefeamb.html
documentaefehwj.html
documentaefepgr.html
documentaefewqz.html
Документ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ